Рус Eng 中文
Инвестиционные уполномоченные

Оценка регулирующего воздействия

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» перед органами власти субъектов Российской Федерации была поставлена задача по внедрению с 1 января 2014 года процедур оценки регулирующего воздействия.

 

Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) – термин, получивший широкое распространение в мире в 1990-х годах и обозначающий использование государственными органами при формировании государственной политики специальных аналитических процедур, направленных на выявление и оценку возможных выгод, издержек и эффектов от нового или существующего государственного регулирования.

Иными словами, оценка регулирующего воздействия – это деятельность органов власти по выявлению в разрабатываемых ими нормативных актов положений, которые:

Целью ОРВ является повышение качества государственного регулирования, обеспечение возможности учета мнений социальных групп и установления баланса интересов как на стадии подготовки проекта нормативного правового акта, так и на стадии оценки фактического воздействия действующего государственного регулирования.

Процедура ОРВ заключается в анализе проблем и целей государственного регулирования, выявлении альтернативных вариантов их достижения, а также определении связанных с ними выгод и издержек социальных групп (в том числе хозяйствующих субъектов, граждан (потребителей), государства и общества в целом), подвергающихся воздействию государственного регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта государственного регулирования.

Одним из наиболее важных элементов данной процедуры являются публичные консультации, цель которых учет мнения различных социальных групп и предоставленной ими информации о возможных последствиях государственного регулирования.

Институт оценки регулирующего воздействия состоит из двух частей:

Участниками процедуры ОРВ и экспертизы являются:

Внедрение института ОРВ в Магаданской области осуществляется с 01 января 2014 года в соответствии с Закон Магаданской области от 29.12.2021 № 2666-ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и экспертизе нормативных правовых актов в Магаданской области».

 


 

Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов Магаданской области.

Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов проводится в целях:

Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов проводится органами исполнительными власти Магаданской области, разработавшими нормативный правовой акт в соответствии с планом, утверждаемым министерством экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области.

Порядок проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Магаданской области осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 14 октября 2022 г. № 809-пп «О Порядке установления и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Магаданской области, в том числе оценка фактического воздействия нормативных правовых актов Магаданской области».

 


 

Экспертиза нормативных правовых актов Магаданской области.

Экспертиза действующих нормативных правовых актов Магаданской области проводится Министерством экономического развития инвестиционной политики и инноваций Магаданской области (далее – Уполномоченный орган) в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Экспертиза нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с планом проведения экспертизы нормативных правовых актов Магаданской области. (далее – План), который формируется на основе предложений, поступивших в уполномоченный орган от субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, их ассоциаций и союзов, научно-исследовательских, общественных и иных организаций, органов государственной власти Магаданской области, органов местного самоуправления Магаданской области и иных лиц.

Нормативные правовые акты включаются в План при наличии сведений, указывающих, что положения нормативного правового акта могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов Магаданской области осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 01 июня 2022 г. № 485-пп «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Магаданской области и экспертизы нормативных правовых актов Магаданской области».



Нормативные правовые акты, регулирующие проведение оценки регулирующего воздействия, оценки фактического воздействия и экспертизы нормативных правовых актов:


Федеральные НПА

Региональные НПА

Муниципальные НПА
Город Магадан:

Постановление мэрии города Магадана от 30.09.2014 N 3852 «Об утверждении порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования «Город Магадан» и экспертизы действующих муниципальных правовых актов муниципального образования «Город Магадан», затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Город Магадан»


Постановление мэрии города Магадана от 14.10.2014 № 4113 «О методике проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования «Город Магадан» и экспертизы действующих муниципальных правовых актов муниципального образования «Город Магадан», затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Город Магадан»


Ольский городской округ:

Постановление от 16.10.2015 №527 «Об утверждении порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов муниципального образования «Ольский городской округ»;


Омсукчанский городской округ:

Постановление администрации Омсукчанского городского округа от 12.10.2015 г. № 700 «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Омсукчанского городского округа и экспертизы действующих нормативных правовых актов Омсукчанского городского округа, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Омсукчанского городского округа"
Постановление администрации Омсукчанского городского округа № 271 от 04.04.2017г. «Об утверждении Методики проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Омсукчанского городского округа и экспертизы действующих нормативных правовых актов Омсукчанского городского округа, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Омсукчанского городского округа»


Серево – Эвенский городской округ:

Постановление администрации МО «Северо-Эвенский городской округ» от 06.05.2016г. № 190-па «Об утверждении порядка проведения оценки, регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы, действующих нормативных правовых актов муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ», затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Северо-Эвенского городской округ»


Постановление администрации МО «Северо-Эвенского городской округ» от 12.05.2016 г. №201-па «О методике проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ», затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ»


Среднеканский городской округ:

Постановление Администрации Среднеканского городского округа от 06.11.2015 года №204 «Об утверждении порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы действующих муниципальных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Среднеканский городской округ»


Постановление Администрации Среднеканского городского округа от 09.11.2015г. № 206 «О методике проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы действующих муниципальных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Среднеканский городской округ»


Сусуманский городской округ:

Постановление администрации Сусуманского городского округа от 01.08.2017г. № 432 «Об утверждении методики оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов администрации Сусуманского городского округа»


Тенькинский городской округ:

Постановление Администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 1 декабря 2015 г. № 30-па «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных актов муниципального образования «Тенькинский городской округ» Магаданской области и экспертизы действующих нормативных правовых актов муниципального образования «Тенькинский городской округ», затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Тенькинский городской округ" Магаданской области»


Хасынский городской округ:

Постановление Администрации Хасынского городского округа от 26.01.2016 № 64 "Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования «Хасынский городской округ» и экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования «Хасынский городской округ», затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Хасынский городской округ»

Постановление Администрации Хасынского городского округа от 10.04.2017 № 364 "Об утверждении Методики проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования "Хасынский городской округ" и экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования "Хасынский городской округ", затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Хасынский городской округ»


Ягоднинский городской округ:

Постановление администрации Ягоднинского городского округа от 14.01.2016г. № 23 «Об утверждении порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов муниципального образования «Ягоднинский городской округ» и экспертизы действующих нормативных правовых актов муниципального образования «Ягоднинский городской округ», затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Ягоднинский городской округ»

Постановление администрации Ягоднинского городского округа от 16.05.2017 № 421 «Об утверждении методики проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов муниципального образования «Ягоднинский городской округ», затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Ягоднинский городской округ»


В Магаданской области принята децентрализованная модель проведения оценки регулирующего воздействия, что предусматривает обязанность проведения процедуры ОРВ органом-разработчиком (регулирующим органом), а функции подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, которое содержит выводы о соблюдении регулирующим органом установленного порядка проведения процедуры ОРВ, возложены на уполномоченный орган.

Уполномоченным органом, ответственным за внедрение и качество проведения оценки регулирующего воздействия определено министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области.

Процедура проведения ОРВ состоит из следующих этапов:

  1. размещение уведомления о подготовке проекта акта
  2. разработка проекта акта, составление сводного отчета о проведении ОРВ и их публичное обсуждение
  3. подготовка уполномоченным органом экспертного заключения об ОРВ.

Вся процедура ОРВ осуществляется до согласования проектов НПА с министерством государственно-правового развития Магаданской области.

Проекты нормативно-правовых актов не прошедшие ОРВ не могут быть приняты.

В 2016 году в целях развития института ОРВ на территории Магаданской области была проведена следующая работа:

В регионе успешно действует институт оценки регулирующего воздействия, целью которого является снижение административной и финансовой нагрузки на бизнес.

  • В 2017 году основные усилия в развитии данного института были сосредоточены на внедрении процедур ОРВ и экспертизы на муниципальном уровне. Начиная с 1 января 2017 года все городские округа Магаданской области приступили к их практическому применению – за отчетный период проведена процедура ОРВ 9 проектов муниципальных актов и процедура экспертизы 18 муниципальных актов. Минэкономразвития Магаданской области, как уполномоченным органом, в течение года проводился регулярный мониторинг работы органов местного самоуправления региона по внедрению института ОРВ.

На региональном уровне в 2017 году была проведена процедура экспертизы 3 действующих НПА и ОРВ 9 проектов НПА, в том числе подготовлено 2 отрицательных экспертных заключения. Возможность публичных обсуждений в рамках процедур ОРВ и экспертизы обеспечена разделом «Оценка регулирующего воздействия» на официальном сайте минэкономразвития Магаданской области и интернет-порталом для публичного обсуждения проектов и действующих НПА. В ходе публичных консультаций с представителями бизнеса и общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей, от заинтересованных лиц замечания и предложения поступили в 100% проведенных процедур.

Минэкономразвития России в конце 2017 года был проведен сбор сведений для формирования рейтинга качества внедрения оценки регулирующего воздействия, по итогам которого Магаданская область вошла в группу регионов с оценкой «хороший уровень». В докладе федерального министерства отмечено, что регионы, отнесенные к «высшему уровню» и «хорошему уровню», добились значительных успехов в организации и проведении ОРВ. При этом разница в баллах данных регионов между собой сводится к минимуму, в связи с чем, детальное ранжирование субъектов Российской Федерации в рейтинге не представляется возможным. По итогам рейтинга качества внедрения оценки регулирующего воздействия, проведенного Минэкономразвития России за 2016 год, наш регион занял 28 место.

  • В 2018 году Министерством, как уполномоченным органом по ОРВ, были направлены силы на недопущение негативного воздействия правового регулирования на деятельность субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или же минимизации такого воздействия.

В соответствии с федеральным и региональным законодательством Министерством сформирован и размещен на Официальном интернет-портале Магаданской области План проведения экспертизы нормативных правовых актов на 2018 год, в который по предложениям органов исполнительной власти и заинтересованных лиц включены три региональных нормативных правовых акта с целью оценки их фактического воздействия на субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности. По результатам экспертизы подготовлено 2 положительных заключения (или 66,6%) и 1 отрицательное (или 33,3%). Все заключения размещены на региональном портале orv.gov.ru. Процедура проведения ОРВ осуществлялась так же в отношении 13 проектов нормативных правовых актов, по которым подготовлены положительные заключения.
Минэкономразвития России в конце 2018 года был проведен сбор сведений для формирования рейтинга качества внедрения оценки регулирующего воздействия, по итогам которого Магаданская область вошла в группу регионов с оценкой «хороший уровень». В докладе федерального министерства отмечено, что регионы, отнесенные к «высшему уровню» и «хорошему уровню», добились значительных успехов в организации и проведении ОРВ.

  • В 2019 году в соответствии с пунктом 1.5 Положения о Министерстве экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 г. № 18-пп, осуществлялось рассмотрение и подготовка экспертных заключений об оценке регулирующего воздействия, проектов нормативных правовых актов Магаданской области, как уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области, ответственным за внедрение процедуры ОРВ проектов актов и экспертизы актов, а также выполняющим функции по нормативно-правовому и информационно-методическому обеспечению процедур.

Управлением по государственному регулированию минэкономразвития Магаданской области в 2019 году подготовлены заключения об оценке регулирующего развития в отношении 15 проектов НПА, в том числе рассмотрено 5 проектов законов Магаданской области, 3 проекта указа Губернатора Магаданской области, 3 проекта постановления Правительства Магаданской области, 4 проекта приказов федеральных органов исполнительной власти.
Проекты НПА, прошедшие процедуру ОРВ в 2019 году, разработаны следующими органами исполнительной власти:

  • Министерством сельского хозяйства Магаданской области – 7 проектов НПА (4 проекта закона, 2 проекта постановления, 1 проект приказа);
  • Министерством экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области – 3 проекта НПА (1 проект закона, 1 проект указа, 1 проект приказа);
  • Департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области – 3 проекта НПА (2 проекта указа, 1 проект приказа);
  • Департаментом имущественных и земельных отношений Магаданской области – 1 проект НПА (проект постановления);
  • Государственной жилищной инспекцией Магаданской области – 1 проект НПА (проект приказа).

В результате процедуры оценки регулирующего воздействия в 1 проекте НПА выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности, что составляет 6,7 % от общего числа проектов НПА, прошедших оценку регулирующего воздействия.
Указанный проект НПА разработан Министерством сельского хозяйства Магаданской области (Проект постановления Правительства Магаданской области «О внесении изменений в постановление Правительства Магаданской области от 02 октября 2014 г. № 804-пп «О реализации Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» на территории Магаданской области»). Ознакомиться с заключением об оценке регулирующего воздействия можно по ссылке: https://economy.49gov.ru/activities/appraisal/expertise_decisions/.
В 2019 году минэкономразвития региона заключено 5 соглашений о взаимодействии с общественными организациями, представителями предпринимательского сообщества Магаданской области при проведении оценки регулирующего воздействия проектов НПА. Работа в данном направлении продолжается.
В сформированном Министерством экономического развития Российской Федерации Рейтинге качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы в субъектах Российской Федерации за 2019 год Магаданская область повысила свои позиции и перешла в группу регионов с «Высшим уровнем» оценки качества проведения ОРВ и экспертизы.



Соглашения с общественными организациями и бизнес-объединениями о взаимодействии при проведении ОРВ:

Соглашения

Итоги работы проведения оценки регулирующего воздействия

 

Протоколы заседаний рабочей группы по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Магаданской области, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности и экспертизы действующих нормативных правовых актов Магаданской области, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности:


20.10.2023 • №1
14.10.2022
10.12.2020 • №1
11.11.2019 • №5
13.06.2018 • №5
30.03.2018 • №4
11.05.2017 • №3
27.02.2017 • №2
14.10.2016 • №1